какие документы вправе требовать заказчик по запросу котировок
Здравствуйте!
Закон 44-ФЗ, действительно не содержит перечень документов, которые Заказчик может требовать от участника, требования заказчика должны сводиться только лишь к соответствию участника требованиям п. 1 ч. 1 ст. 31 ФЗ-44:
1. В извещении о проведении запроса котировок должна содержаться следующая информация:1) информация, указанная в пунктах 1 — 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью.
…
8. Комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пункте 1 части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) настоящей статьи, и в отношении отдельных видов закупок товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с частью 2 настоящей статьи, если такие требования установлены Правительством Российской Федерации, а также вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 — 5, 7 — 9 части 1 настоящей статьи. Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации
Более подробно описано в письме Минэкономразвития РФ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 31 декабря 2014 г. N Д28и-2918
Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) и сообщает.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 73 Закона N 44-ФЗ в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация в том числе о единых требованиях, предъявляемых к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
Согласно части 8 статьи 31 Закона N 44-ФЗ комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
При этом котировочная комиссия не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
Порядок проведения котировочной комиссией проверки соответствия участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, Законом N 44-ФЗ не регламентирован.
Следовательно, котировочная комиссия при отсутствии в составе заявки на участие в запросе котировок подтверждения соответствия поставщика (подрядчика, исполнителя) таким требованиям может осуществить проверку посредством доступных способов, в том числе путем использования общедоступных баз данных соответствующих компетентных органов власти, реестров и других официальных источников информации.
Необходимо отметить, что согласно части 9 статьи 31 Закона N 44-ФЗ отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или котировочная комиссия обнаружат, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
Кроме того, согласно части 15 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным извещением о проведении запроса котировок требованиям к участникам закупки.
В связи с тем что Законом N 44-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень документов, представляемых в составе заявки участником запроса котировок, Департамент не рекомендует проводить закупки товаров путем проведения запроса котировок в случае наличия дополнительных требований к участнику закупки.
Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России — федеральный орган исполнительной власти действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделено компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Директор Департамента
развития контрактной системы
М.В.ЧЕМЕРИСОВ
31.12.2014
pravoved.ru
Запрос котировок. Требования к закупочной документации
При проведении небольших закупок Заказчик чаще всего принимает решение о проведении запроса котировок. И действительно, у этого способа есть свои плюсы. Прежде всего нет необходимости в подготовке большого объема документации, сама закупка осуществляется быстрее и процедура намного проще того же электронного аукциона.
Бесспорно, существуют и свои минусы. Помимо некоторых ограничений в части отсутствия возможности проведения данной процедуры при помощи электронного документооборота, это, прежде всего некоторая степень законодательных неточностей и пробелов. Именно поэтому, Заказчику необходимо максимально внимательно подойти к вопросу о том, как надлежащим образом следует установить требования к участнику при проведении закупки.
Что вправе требовать Заказчик при проведении запроса котировок
Исчерпывающий перечень сведений и документов, которые обязан предоставить участник запроса в составе заявки, указан в ч.3 ст.73 44-ФЗ. Требовать иные сведения и документы Заказчик не имеет права, что также четко установлено в законе.
Следует обратить внимание на то, что извещение должно содержать форму заявки на участие. При этом закон не содержит указания на то, является ли эта форма обязательной для участников. Относительно электронного аукциона установлено, что форма заявки не является обязательной и участник вправе предоставить требуемую информацию в любом удобном виде.
Открытый конкурс, напротив, предусматривает обязательность формы предоставления заявки. Почему законодатель не предусмотрел аналогичной нормы для запроса котировок остается загадкой.
Тем не менее, при составлении документации следует исходить из того, что, так или иначе, форма котировочной заявки является частью извещения о проведении закупки. Поэтому, установив требование о предоставлении сведений в форме, не предусмотренные законодательством, Заказчик нарушает положения 44-ФЗ.
Частые ошибки при установлении требований в запросе котировок
Одной из основных ошибок, встречающихся в документации о запросе котировок, является требование о предоставлении сведений о соответствии участника требованиям, установленным в пп. 2-9 ч.1 ст.31 44-ФЗ. Являясь стандартным обязательным документом при проведении электронного аукциона или открытого конкурса документ, подтверждающий соответствие участника требованиям о непроведении ликвидации, отсутствия недоимок по налогам и так далее, часто попадает в список документов и сведений требуемых и в запросе котировок. Такое требование является противоречащим законодательству.
Помимо этого, установив требование о том, что участник закупки либо предлагаемый им товар, оказываемая услуга или выполняемые работы должны соответствовать требованиям законодательства РФ, законодатель фактически исключил возможность установления требования о предоставлении документов, это подтверждающих.
Таким образом, в том случае, когда, к примеру, проводится закупка лицензируемых работ или услуг установить требование о предоставлении сведений о том, что участник обладает такой лицензией, а уж тем более, запросить в составе заявки ее копию, Заказчик не имеет права. Получается, что на момент проведения Закупки в данном случае, Заказчик может ориентироваться только на добросовестность участника.
Разумеется, остается право сделать запрос в соответствующий надзорный орган относительно соответствия участника требованиям законодательства. В том случае, если несоответствие подтверждено Заказчик имеет право отказаться от заключения контракта.
Проблема в том, что ответ на запрос в надлежащей форме вполне может не поступить до подписания контракта. В случае же поступления, закупка, так или иначе, будет сорвана. Именно поэтому, в случаях проведения подобных закупок разумнее остановиться на способе проведения путем электронного аукциона, где все необходимые документы могут быть затребованы непосредственно в составе заявки.
ВНИМАНИЕ! Для автоматизации ведения закупок, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Программа бесплатно проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК и СКП, поможет найти необходимый ОКПД2 и многое другое! Подробнее…
Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультацияgood-tender.ru
Что такое запрос котировок по 44-ФЗ?
Запрос котировок как способ проведения закупок отличается от остальных способов простотой и скоростью проведения. Как и у остальных видов тендера, у него есть свои особенности, с которыми мы рекомендуем ознакомиться каждому заказчику и подрядчику.
Особенности
Главной особенностью, которая определяет все остальные характеристики этого способа проведения закупок, является отсутствие торгов. При этом тендер по-прежнему остается конкурентным, но отбор исполнителя подряда происходит по неизменным критериям. То есть, участники подают заявку, где указывается цена, за которую они готовы исполнить контракт. Эту цену в дальнейшем нельзя изменять или отзывать. Кто предложит наименьшую стоимость, тот и становится победителем без утомительной процедуры постепенного снижения цены.
Стоит также отметить, что от исполнителей не требуется обеспечение заявки на участие в этом виде тендера.
Когда выгодно участвовать?
Как мы уже сказали, заказчику выгодно проводить запрос котировок, если он хочет сэкономить время и упростить выбор исполнителя. А когда самим подрядчикам есть смысл принимать участие в процедуре? Чтобы это узнать, надо провести предварительную оценку эффективности участия в закупках.
Для этого исполнитель должен прикинуть, во сколько ему обойдется исполнение контракта, включая все дополнительные факторы: предоставление обеспечения, затраты на подготовку заявки и консультации. Если предложенная цена (то есть будущая оплата контракта) будет заметно превышать эти затраты, то смысл участвовать в запросе котировок есть.
Участие
Исполнитель может подать только 1 заявку на участие в запросе котировок, кроме того, он не может ее отзывать с целью изменения предлагаемой цены контракта. В извещении указываются сроки, в которые нужно подать заявку, к которой должно прилагаться согласие с условиями исполнения подряда, сведения о подрядчике, ценовое предложение и комплект необходимых по тексту извещения документов.
Участники имеют право присутствовать при вскрытии конвертов с заявками или наблюдать за открытием доступа к ним, если закупка проводится в электронной форме.
Подрядчик может запросить у заказчика разъяснения по поводу результатов определения победителя тендера. В законе четко не прописан срок, когда он может это сделать, однако по факту лучше отправить запрос в течение 10 суток после появления в ЕИС протокола рассмотрения заявок. Иначе исполнитель не сможет обжаловать результаты в контролирующем органе, если обнаружит нарушение.
Заключение контракта
Подрядчик обязан заключить договор в сроки, указанные в извещении о запросе котировок. По закону это от 7 до 20 дней после подписания протокола оценок заявок. Если этого не произошло, то подрядчик признается уклонившимся, и победителем становится компания, предложившая следующую (или такую же) цену.
Когда запрос котировок может не состояться?
Если для участия в таком виде тендера была подана только одна заявка, то с этим подрядчиком и подписывается контракт.
Если все участники по какой-либо законной причине отклонены, то срок можно продлить на 4 дня, опубликовав в течение суток соответствующее извещение. В случае отсутствия исполнителей и при такой схеме заказчику придется поменять план-график закупок.
С компанией «РосТендер» Вы можете выгодно оформить банковскую гарантию для исполнения обеспечения контракта и получить иную помощь для успешного участия в закупках! Позвоните нам!
bankovskayagarantiya.ru
Показать содержимое по тегу: запрос котировок
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее — Департамент), рассмотрев обращение по вопросу о применении Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) в части установления требований к участникам запроса котировок, в рамках компетенции сообщает следующее.В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должны содержаться в том числе требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе отсутствие у участника закупки — физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица — участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
Согласно части 8 статьи 31 Закона о контрактной системе комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пункте 1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора) части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе, и в отношении отдельных видов закупок товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, если такие требования установлены Правительством Российской Федерации. Комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 — 5, 7 — 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также при проведении электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора требованию, указанному в пункте 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Департамент обращает внимание, что частью 3 статьи 73 Закона о контрактной системе предусмотрен исчерпывающий перечень документов, представляемых в составе заявки участником запроса котировок.
При этом в указанном перечне предоставление участником запроса котировок декларации о соответствии требованиям, установленным пунктами 3 — 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, не предусмотрено.
Вместе с тем согласно части 9 статьи 31 Закона о контрактной системе отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
Кроме того, в соответствии с частью 7 статьи 78 Закона о контрактной системе котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 Закона о контрактной системе. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
Таким образом, отклонение котировочной комиссией заявки участника за отсутствие декларации о соответствии требованиям, установленным пунктами 3 — 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, положениями Закона о контрактной системе не предусмотрено.
Дополнительно Департамент обращает внимание, что вопрос о наличии либо об отсутствии признаков нарушения Закона о контрактной системе рассматривается органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств дела.
zakupki-inform.ru